Подписаться на рассылку новостей

Организация информационной работы в области медико-социальной профилактики

Павлова Е.В.

Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан

Как отдельный инструмент пропаганда возникла в 1663 году в рамках римской католической церкви, когда папа Урбан VIII основал конгрегацию пропаганды. Латинское слово «propagare», которое легло в основу этого термина, означает практику садовника, сажающего отростки в землю, чтобы получить новое растение, отличающееся от естественно выросшего. Этот комитет кардиналов был призван заниматься иностранными миссиями церкви, поскольку без такой культивации люди не могли приобщиться к христианству. Первая мировая война изменила отношение к термину - пропаганда стала ассоциироваться с ложью и методами нечестного информирования.

Во многом аналогичная ситуация сложилась в настоящий момент в области антинаркотической пропаганды и профилактики таких социально значимых заболеваний, как ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, парентеральные гепатиты. Информация, несомая населению, им отвергается. Обобщенная информация, недостаточно проработанная с точки зрения достоверности и адаптации к определенным группам ее потребителей, не только не дает эффективного результата, но и способна нанести определенный вред.

Передача медицинской информации является сложным, но вместе с тем одним из важнейших разделов профилактической деятельности. Основная роль в этом направлении принадлежит медицинским работникам и другим специалистам, работающим в области профилактики, однако на современном этапе развития общества усилий одних только этих специалистов в области охраны и укрепления здоровья населения недостаточно. Имеющиеся в активе традиционные формы санитарно-просветительной работы во многом устарели, архаично смотрятся на фоне растущего рекламного потока и насыщенного информационного рынка. Новый ритм жизни и мировосприятие населения требуют либо существенного видоизменения существующих форм и методов работы, либо разработки качественно новых подходов к распространению медицинской информации.

Эффективность информационной работы с населением может быть достигнута только при одновременном сочетании ее научной обоснованности с изменением отношения к своему здоровью самого населения. Стратегия профилактической работы должна основываться на переносе акцента с веры в широкие возможности медицинской науки и практики на значительно более эффективные возможности предупреждения различных заболеваний. При этом следует иметь в виду, что изменение отношения к профилактической деятельности, как медицинских работников, так и населения требует значительного времени, поскольку профилактические установки потребуют не только повышения санитарно-гигиенических знаний, но и формирования нового стиля поведения и его закрепления в долгосрочной перспективе.

Современный опыт информационной работы в области здравоохранения предполагает использование комплексного поэтапного подхода к достижению положительных результатов в отношении к здоровью, как отдельных групп, так и всего населения в целом. Комплексность заключается в использовании инструментов, предлагаемых не только медицинской наукой, но и социологией, психологией, педагогикой, социальным маркетингом и социальной рекламой, журналистикой. Этапность заключается в выработке такой последовательности действий, которая позволяет достичь максимального эффекта в решении наиболее актуальных медико-социальных проблем.

Комплексный поэтапный подход реализуется в просветительских программах и информационных кампаниях. Несмотря на то, что различные проблемы здравоохранения требуют различных подходов, существуют общие этапы разработки стратегии и тактики их решения.

Можно выделить следующие общие этапы:

  1. Cбор и анализ информации;
  2. Планирование;
  3. Разработка и апробация;
  4. Внедрение и реализация;
  5. Оценка.

Последовательность этапов имеет циклический характер. Разработка программы/кампании начинается с исследования проблемной ситуации причин ее возникновения и определения приоритетной проблемы. Исследуются целевые аудитории, анализируются их информационные потребности, оцениваются поведенческие факторы, подлежащие корректировке. Эта информация позволяет решать вопрос о приоритетности проводимых мероприятий.

На этапе планирования разрабатывается тактика и стратегия просветительской программы/информационной кампании, осуществляется выбор форм доведения информации, оценивается ресурсная потребность реализации и оценки ее эффективности. Планирование позволяет выработать последовательных действий для достижения выбранной цели посредством выполнения поставленных задач, рационально и с максимальной эффективностью в отдаче расставить силы, возможности и ресурсы (финансовые, человеческие, временные) с помощью которых реализуется проект.

Осуществив на этапе планирования выбор формы и канала подачи информации, переходят к следующему этапу - разработке вариантов самих информационных материалов и их адаптации для целевых аудиторий. Разрабатываемые материалы должны дать максимально конкретную информацию (ответы и рекомендации) целевым группам по проблеме. Разработанный материал тестируется самими разработчиками, экспертами и консультантами, а затем обязательно апробируется в целевых группах. Несмотря на то, что этот момент является одним из важнейших в ходе работы над проектом, он зачастую упускается из виду. Прямое следствие - незначительный эффект большинства пропагандистских программ и кампаний вопреки значительным ресурсам, задействованным в их создании и реализации.

Только на четвертом этапе непосредственно начинается практическая реализация проекта - внедрение коммуникационных материалов. Как только информация в выбранной и адаптированной форме поступает в целевые группы, начинается последний этап - контроль и оценка эффективности реализуемой программы/кампании. На основе полученных данных программа на различных этапах разработки корректируется и реализуется в новых стратегиях.

Нарушение последовательности этапов, а также их объединение или отсутствие может привести к снижению эффективности просветительских программ и информационных кампаний.

Профилактика наркотической зависимости в подростковой и молодежной среде - Материалы межрегиональной научно-практической конференции (14-16 ноября 2001г.). - Казань: Отечество, 2001г., С. 236-239.
Контактные данные учреждений на территории Республики Татарстан

ГАУЗ   «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Татарстан»

Контактные адреса: 420097,  г. Казань, ул. Вишневского, 2а
Тел.: (843) 236-22-72, 236-85-81,
Факс: (843)236-45-76

Телефон доверия: (843) 238-40-70

При возникновении аварийной ситуации рекомендации специалиста можно получить по телефону 236-85-81 и 238-79-04, 238-70-70 в рабочие дни, в выходные и праздничные дни по телефону 290-29-43 (с 9.00 до 18.00)

E-mail: centre_spid@tatar.ru

Режим работы учреждения:
понедельник - пятница с 8.00 до 19.00, суббота с 9.00 до 14.00, воскресенье - выходной

Прием граждан главным врачом:
Вторник с 15.00 до 17.00

Филиал ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Набережные Челны

Контактные адреса: 423815, г. Набережные  Челны, пр. Вахитова, д. 12

Тел./факс: (8552) 38-88-39

E-mail: mz.nchelny_rcpb@tatar.ru

Режим работы филиала: с 8.00 до 19.00, суббота с 8.00 до 13.00, воскресенье - выходной

Филиал ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Альметьевске

Контактные адреса: 423450, г.Альметьевск, п.г.т. Нижняя Мактама, ул. Промышленная, д. 1а

Тел.: (8553) 36-20-18
Факс: (8553) 36-20-15

E-mail: mz.almetevsk_cpbs@tatar.ru 

Режим работы филиала:
понедельник - пятница с 8.00 до 17.00,
суббота-воскресенье - выходной.