Молодежь
В настоящее время в Республике Татарстан отмечается снижение заболеваемости среди молодежи 15-29 лет и смещение эпидемии в возрастную группу 30-49 лет.
Подростков и молодежь рассматривают как группу риска по ВИЧ в связи с тем, что при вступлении в самостоятельную жизнь они проходят фазу экспериментов в области сексуального поведения, часто с использованием психотропных веществ. Так как их представления об этом поведении обычно формируются под воздействием случайных влияний и факторов, молодые люди подвергаются высокому риску заражении ВИЧ.
Телевидение, радиовещание, периодическая печать, интернет-сайты, плакаты- эти способы информирования используются для распространения общих представлений о ВИЧ и мерах профилактики, быстро повышают обеспокоенность социально адаптированного населения, большая часть которого принадлежит к группам с относительно низким риском заражения ВИЧ.
Но следует учитывать, что многочисленность каналов массовой информирования приводит к тому, что необходимая информация не достигает части населения, например, молодежи, которая селективно пользуется СМИ, выбирая программы по своему вкусу, например, музыкальные радиоканалы узкого направления. По этой причине выбор СМИ должен быть тщательно продуман на стадии планирования.
Легкодоступным способом обучения молодежи является организация программ в образовательных учреждениях. Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ.
Для профилактической работы среди подростков и молодежи целесообразно использовать различные молодежные организации и движения. Широко используется привлечение обученных инструкторов из молодежной среды (по принципу "равный обучает равного"), что лучше воспринимается молодежью, чем поучения "старших".
Помимо лекционного обучения должны широко использоваться такие методы как демонстрация интерактивных материалов, видеофильмов, распространение брошюр и буклетов. Для профилактики заражения ВИЧ/СПИД могут использоваться и наглядные материалы, в том числе подготовленные самими учащимися.
Эффективны в плане обучения ролевые игры и другие обучающие приемы, подразумевающие активное участие учащихся: викторины, дискуссии, самодеятельные спектакли. Культурно-массовые мероприятия и специальные акции (концерты, соревнования) также могут быть использованы для распространения информации о способах предупреждения заражения ВИЧ. При подаче информации целесообразно избегать прямых поучительных и назидательных мотивов, которые могут восприниматься слушателями негативно.
Массовая работа
Организация и проведение молодежных акций, шоу, рок-концертов, тематических дискотек с конкурсами и призами. Промоушн-акции по раздаче информационных материалов, средств защиты.
Лекционно-тренинговая работа
Цикл лекций для школьников, учащихся средних специальных образовательных учреждений, студентов ВУЗов. Участие в лекторской группе, работающей в летних оздоровительных лагерях. Организация и проведение тренингов в школах, на студенческих конференциях, семинарах по программе «равный-равному».
Информационное просвещение
Разработка, апробация и издание просветительских материалов по ВИЧ-инфекции, СПИДу, защищенному сексу, наркомании. Работа с молодежными каналами СМИ. Социальная реклама — видеоклипы и радиоролики, разработанные с учетом особенностей восприятия молодежной аудитории.
Индивидуальная консультационная и психологическая помощь
До- и послетестовое консультирование по ВИЧ/СПИД и социально-значимым заболеваниям. Очный прием психолога и психотерапевта. Телефон доверия.