InfoSPID.ru
Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Татарстан»
Преимущество групповой работы в том, что группа отражает общество в миниатюре. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, что дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
В группе особый акцент делается на создании климата доверия, что дает участникам возможность свободно общаться на темы сексуальных отношений, инфицирования и употребления психостимулирующих средств. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, а также учиться друг у друга в процессе групповой работы. Работа в группе может повысить понимание предмета участником и облегчить переход от теоретических вопросов к практике.
Создание климата доверия в существенной степени определяется особой формой проведения занятий, при которой ведущий (тренер) не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения).
Ведущий информационного тренинга по профилактике ВИЧ/СПИД/ИППП обязательно должен владеть всем объемом достоверной информации по этим проблемам, а также знать основы возрастной психологии и уметь работать с аудиторией. Для проведения тренинга очень важны такие качества тренера, как умение относиться со вниманием и уважением к мнению окружающих и способность внимательно выслушать и понять собеседника.
Для проведения тренинга принято круговое расположение участников. Поэтому помещение должно быть достаточно просторным, без лишней мебели (если это полуторачасовой тренинг, то летом его можно прекрасно провести на свежем воздухе). Круг позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться, не дает никому оказаться не вовлеченным в работу, что также способствует возникновению доверительной атмосферы.
Количество участников тренинга зависит во многом от умения и опыта ведущего. Для информационного тренинга оптимальным можно считать количество от 15 до 25 человек, если ведущих двое, то можно увеличить число участников до 30–35, но в этом случае при проведении упражнений группу необходимо делить на микрогруппы.
Продолжительность тренинга может быть самой разнообразной. Это зависит от целей, организационных и материальных возможностей, способностей ведущего. Так мы имеем опыт проведения тренингов от 1,5 часов до 3 дней.
Для того чтобы успешно провести тренинг самому, желательно хотя бы раз присутствовать на каком-либо тренинге, еще лучше, если первые тренинги вы будете проводить в паре с более опытным ведущим.
Какова бы ни была продолжительность тренинга, он обладает определенной структурой, части которой являются обязательными.
Не следует относиться к этому этапу формально, ведь именно начало задает темп всего тренинга и его эмоциональный настрой. Здесь многое зависит от характеристик ведущего и от целей тренинга. Так тренинг «Защищенный секс», рассчитан на молодежную аудиторию, поэтому в нем важна динамика.
1. Введение. Краткое представление темы, целей тренинга, организаторов, спонсоров, гостей — единственная официальная часть тренинга.
2. Знакомство. Неформальное представление участников друг другу посредством игр и упражнений, во время которых запоминаются имена, и налаживается эмоциональный контакт. Если семинар многодневный, то этап знакомства на следующий день преобразуется в приветствие, которое необходимо для включения группы в работу.
3. Выработка правил группы. Хотя тренинг — это неформальное общение, но все же существуют организующие элементы, одним из них являются групповые правила. Они устанавливаются коллективно при согласии всех участников на все время тренинга. Ведущий предлагает назвать правила, которым будут следовать участники тренинга, каждое правило должно быть методом голосования одобрено всеми, после записи их на большом листе бумаги можно предложить участникам подписаться под ними.
Правила группы:
Наиболее актуальными являются правила: уважения — не перебивать говорящего, безоценочно воспринимать информацию, критиковать конструктивно, высказываться только по существу предмета; конфиденциальности — сведения о личной жизни участников не выходят за пределы тренингового круга; пунктуальности во всем — от прихода на занятия вовремя до лимита в высказываниях и т. д. Записывая формулировку правила, проверьте, все ли одинаково ее понимают, можно раздробить правила на более мелкие и конкретные, но не больше десяти. На этом этапе, когда групповая работа еще не налажена, ведущему часто приходится доминировать.
4. Ожидания. Цель: выяснить ожидания участников и скорректировать план работы. Ведущий прелагает высказаться всем участникам по очереди, для чего они пришли на тренинг и что ожидают узнать на нем. Результаты могут обобщаться устно либо по ходу высказываний фиксироваться на ватмане, также ожидания от тренинга участники могут записывать на бумаге с клейкой основой или цветных карточках (по одному вопросу на каждом листке), которые затем вывешиваются на ватмане. Ожидания можно также выяснить мозговым штурмом, проведенным в малых группах. Результаты фиксируются на большом листе бумаги. По завершении семинара на основании этих записей можно провести обсуждение исполнения ожиданий.
5. План семинара. Заслушав ожидания от тренинга участников и скорректировав свои намерения, ведущий представляет план работы на тренинг или на первый день.
Теоретический этап содержит основной материал, который вы хотите донести до группы. Он является центральным и занимает большую часть времени тренинга. Этот блок может состоять из нескольких частей, но каждую часть информации необходимо сначала актуализировать. Используя дискуссию, необходимо выяснить уровень информированности участников и попытаться сделать информацию более эмоционально значимой для каждого.
Первый этап в изменении поведения на более безопасное — это наличие знаний о проблеме, в данном случае о ВИЧ/СПИД/ИППП. Старайтесь передачу информации не сводить только к лекции, перемежайте свой рассказ вопросами к участникам, иллюстрируйте свои сведения. Когда участники уже располагают полными данными по вопросу, переходите к закреплению полученных знаний.
Этап практических навыков чаще всего комбинируется с этапом теоретических знаний. После какого-либо блока теоретической информации идут упражнения, ситуационные задачи, чтобы закрепление проходило при участии всей группы.
В ходе этого этапа используются различные методы:
Метод групповой дискуссии — способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Тренер задает тему и организует обсуждение, поощряя к высказыванию каждого участника. При обсуждении уточняются взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации и сглаживает скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров. В процессе групповой дискуссии, сопоставляя противоположные позиции, участники имеют возможность видеть проблему с разных сторон. Существуют различные формы организации метода групповой дискуссии — от простых производственных совещаний до специально подготовленных форм типа «мозговой атаки».
Мозговая атака (от англ. Brain storming — штурм мозга) — методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т. д. Чтобы снять действие этих факторов, проводится заседание группы, каждый из членов которой высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их как истинные или ложные, бессмысленные или странные и т. п., стремясь при этом побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. Время на проведение «штурма» строго оговаривается. После первого тура «атаки на мозг» общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется, по меньшей мере, несколько, содержащих наиболее удачные решения.
Использование ролевой игры как образовательной и тренинговой техники обусловлено возможностью создания различных реальных или воображаемых ситуаций. Ролевая игра фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия людей.
Идея ролевой игры, взятой в простейшей своей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо и продемонстрировать поведение, соответствующее ситуации и роли. В результате участники выступают как часть социума, демонстрируя шаблон, в рамках которого они могут апробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.
Групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры с успехом могут использоваться для отработки новых знаний и навыков, т. к. их тематику можно соотнести с целями тренинга. Но кроме этого существует множество игр, которые помогают разрядить обстановку, переключить участников на другой вид деятельности, дают возможность отдохнуть. Подобные игры могут нести и функциональную нагрузку, например, для того чтобы разбить группу на микрогруппы, продемонстрировать необходимость мотивации целевой группы и т. д. Если ваша аудитория подростковая, то игр и расслабляющих упражнений должно быть больше. После проведения ролевой игры обратите внимание на то, чтобы ни один из участников не остался в своей роли и не испытывал психологического дискомфорта, еще раз напомните, что это была только игра.
Заключительный этап дает возможность участникам выяснить оставшиеся нерешенными вопросы, на этом этапе анализируют, сбылись ли ожидания участников, оценивают различные этапы тренинга с помощью анкетирования или устных вопросов, делятся впечатлениями и пожеланиями на будущее. Можно использовать расслабляющие, снимающие напряжение медитативные техники, а можно, наоборот, от души повеселиться, используя игры-«ледоколы». Если есть возможность, то для каждого участника тренинга формируется набор информационных материалов, куда могут входить буклеты, плакаты по тематике, адреса служб и телефонов доверия, занимающихся проблемами ВИЧ/СПИД/ИППП и наркомании, ваши контактные телефоны.
После завершения тренинга обязательно проведите оценку эффективности своей работы. Это можно провести в процессе группового обсуждения либо методом анкетирования. Проанализируйте ответы и анкеты участников, вспомните и оцените комфортность и эмоциональный настрой участников, разберите удачные и неудачные упражнения. Выяснив причины неудач, модифицируйте задания, чтобы в следующий раз использовать их с максимальной пользой.