InfoSPID.ru
Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Татарстан»
Разработанный просветительский материал предварительно тестируется самими разработчиками, затем апробируется в целевых группах.
Люди видят, слышат и трактуют сообщения в соответствие со своим жизненным опытом, образованием и убеждениями. Для того, что бы убедиться в приемлемости передаваемой информации, необходимо предварительное тестирование (апробация) материалов среди представителей целевых аудиторий. Это — важный этап работы. Он позволяет оценить восприятие материала непосредственно целевыми группами, устранить все имеющиеся неточности и неэффективные элементы, видоизменить и адаптировать материалы, до того, как информация начнет распространяться по выбранным каналам.
Важным обоснованием проведения предварительного тестирования является экономический фактор. Легче внести изменения в готовящиеся материалы, чем обнаружить их неэффективность после вложения огромного количества времени и средств.
Во время проведения апробации информационные материалы оцениваются по пяти параметрам:
На апробацию обычно готовят разработанные информационные материалы в черновом варианте, поскольку окончательные варианты материалов требуют значительно больших финансовых затрат. Главное условие предварительного тестирования: черновик должен быть максимально приближен к конечному варианту.
Печатный материал должен быть такого же размера, цвета, с теми же графическими элементами и текстом, что и конечный продукт.
Радиоматериал чернового прогона должен быть построен на аналогичной выбранной музыке, голосах тех же актеров, содержать одинаковые звуковые эффекты.
Видеоинформация в черновом варианте либо должна содержать ту же обстановку, актерский состав и спецэффекты, либо должна быть представлена раскадровкой (монтаж рисунков с представлением эпизодов в их реальной последовательности).
Апробирование информационных материалов проводят методами социологических исследований. Поскольку, предварительное тестирование должно дать качественную оценку подготовленных материалов, чаще используются методы фокусных групп и интервьюирования.
Оптимальные количество людей (размер выборки), среди которых осуществляется апробация информационных материалов, колеблется в пределах от 50 до 200 человек и зависит от количества и состава целевых групп, сложности решаемой проблемы и самого информационного материала, а также финансовых и иных ресурсов, требуемых для охвата такого количества людей. Тем не менее, всегда лучше проводить предварительное тестирование с использованием тщательно отобранной выборки, даже состоящей из небольшого количества людей (20–30 человек), чем не проводить вообще.