Подписаться на рассылку новостей

Целевые группы

Определение и анализ целевых аудиторий (групп) — важный аспект в проведении просветительских мероприятий. Неправильный и необоснованный выбор целевой группы снижает эффективность деятельности.

Выделяют первичные и вторичные целевые группы.

Первичная аудитория — группа(ы) населения, на которых непосредственно направлена медицинская информация, предназначенная для решения выбранной проблемы.

Пример. Определение первичных целевых групп при решении проблемы распространения наркомании в молодежной среде.

Критерии определения

Первичная целевая группа

1. Часть населения, наиболее затронутая проблемой Подростки и молодежь, в среде которых наркотики являются модными, престижными, популярными и естественными.
2. Те, кто наиболее легко мотивируются на изменение поведения Подростки школьного возраста, находящиеся в стадии формирования самооценки и жизненных установок.
3. Наиболее доступная для охвата часть населения Организованные подростки (учащиеся и студенты средних и высших учебных заведений).
4. Кто получит максимальную пользу от предоставленной информации Подростки, реально столкнувшиеся с проблемами наркомании и ВИЧ/СПИД (друзья, погибшие от передозировок, знакомые ВИЧ-инфицированные и т.д.).

При анализе первичной аудитории необходимо учесть экономическое положение, социальный статус, пол, культурные традиции, обычаи, язык, вероисповедание, доступ к медицинскому сервису, роль в жизни каналов массовой информации (телевидение, печать, радио, электронные СМИ). Эти сведения дают общее представление, социальный портрет людей, с которыми предстоит работать по проекту. Вторым важным аспектом анализа целевых аудиторий является также определение уровня образования/подготовки по проблеме и информационных потребностей: в какой информации и в какой форме нуждается целевая группа.

Вторичная аудитория — «союзники» медицинских работников и специалистов в области просвещения в доведении информации до первичной аудитории.

Пример. Определение вторичных целевых групп при решении проблемы распространения наркомании в молодежной среде.

Критерии определения

Вторичная целевая группа

1. Люди, которые могут оказать помощь и влияние на первичную целевую аудиторию Родители, педагоги, молодежные лидеры.
2. Лица, принимающие решения и оказывающие влияние на формирование общественного мнения Политики, государственные структуры, общественные деятели.

Кроме непосредственного анализа самих целевых групп необходимо также изучить факторы, оказывающие влияние на поведение представителей целевых аудиторий.

Обычно выделяют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести культурные, социальные, экономические, политические. К внутренним факторам можно отнести моральные и интеллектуальные.

Пример. Анализ поведенческих факторов вторичной целевой группы педагогов.

Факторы

Основное содержание факторов

Внешние

Культурные

Высокая образованность
Социальные Социально-сложившийся индивидуум
Экономические Низкий уровень заработной платы
Политические Высокая политическая активность

Внутренние

Моральные

Высокая степень ответственности
Интеллектуальные Способность к самообразованию

Инструментом проведения анализа целевых групп и поведенческих факторов является социология и предлагаемые ею методы социологических исследований. Выбор метода (опрос, анкетирование, фокусные группы, интервьюирование, наблюдение) зависит от выбранной для решения медицинской проблемы, целевого охвата аудитории и т.д. Качественно проведенные социологические исследования и их глубокий анализ позволяет грамотно провести оценку информационной потребности целевых групп и выбрать наиболее эффективные методы коммуникационного воздействия.

Определение поведенческой цели

Определение приоритетной проблемы и анализ целевых групп дают возможность оценить и проанализировать возможные и желаемые результаты проводимой профилактической работы. Распространение медицинской информации не должно иметь целью только повышение уровня знаний. Приобретенные знания должны стимулировать изменение отношения к проблеме и формирование ответственного поведения.

От целевой аудитории можно ожидать проявление «желаемого» и «выполнимого» поведения.

Желаемое поведение — тип поведения, способствующий ликвидации проблемы, при условии всеобщего выполнения. Например, заражение ВИЧ-инфекцией парентеральным путем при внутривенном употреблении наркотических средств не происходило бы, если бы люди не употребляли наркотики. К сожалению, это не всегда выполнимо. Изменение поведения на желаемое с точки зрения медиков может оказаться неприемлемым с точки зрения культуры (наркотики — часть молодежной культуры) или вследствие других условий.

В этом случае выбирается мотивировка на другой тип поведения, который близко подходит к разрешению проблемы и является более приемлемым для целевой аудитории. Такой тип поведения называется выполнимым.Например, снижения количества случаев заражения ВИЧ-инфекцией при внутривенном употреблении наркотических средств можно достичь доведением до целевой группы медицинской информации, мотивирующей внутривенных наркоманов на безопасное в отношении правил асептики и стерилизации, техники, дозировки введение наркотиков.

Таким образом, определение желаемого поведения всегда должно сопровождаться вопросом, станет ли оно выполнимым для целевой аудитории. Увеличить усвояемость информации также поможет анализ вторичных целевых аудиторий и их желаемого и выполнимого поведения.

Контактные данные учреждений на территории Республики Татарстан

ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Казань

Юридический адрес: 420061,  г. Казань, ул. Николая Ершова, 65, нежилое помещение №1001;
Почтовый адрес: 420061,  г. Казань, ул. Николая Ершова, 65, нежилое помещение №1001;
Фактический адрес:
г. Казань, ул. Николая Ершова, 65, нежилое помещение №1001 (поликлиника);
г. Казань, ул. Вишневского, 2а (лабораторный корпус №1);
г. Казань, ул. Комарова, 10 (лабораторный корпус №2);

Регистратура: (843) 272-79-19

Регистратура для записи пациентов: (843) 272-41-55

Регистратура платных услуг: (843) 272-45-95

Стойка информации: (843) 272-79-07,

Факс: (843)272-45-77

Телефон доверия: (843) 272-70-90

Горячая линия: 8(800)201-12-81

При возникновении аварийной ситуации рекомендации специалиста можно получить по телефону (843) 272-79-19 и (843) 272-45-95 в рабочие дни ( с 8.00 до 19.00), в выходные и праздничные дни по телефону 8 987 290-29-43 (с 9.00 до 18.00)

E-mail: centre_spid@tatar.ru

Режим работы учреждения:
понедельник - пятница с 8.00 до 19.00, суббота с 9.00 до 14.00, воскресенье - выходной
Прием граждан главным врачом:
Вторник с 15.00 до 17.00

Филиал ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Набережные Челны

Контактные адреса: 423815, г. Набережные  Челны, пр. Вахитова, д. 12

Тел./факс: (8552) 38-88-39

E-mail: mz.nchelny_rcpb@tatar.ru

Режим работы филиала: с 8.00 до 19.00, суббота с 8.00 до 13.00, воскресенье - выходной

Филиал ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Альметьевске

Контактные адреса: 423450, г.Альметьевск, п.г.т. Нижняя Мактама, ул. Промышленная, д. 1а

Тел.: (8553) 36-20-18
Факс: (8553) 36-20-15

E-mail: mz.almetevsk_cpbs@tatar.ru 

Режим работы филиала:
понедельник - пятница с 8.00 до 17.00,
суббота-воскресенье - выходной.