Подписаться на рассылку новостей

Социсследования

Социология — наука, изучающая различные группы людей в обществе и поведение этих групп в их социальной среде. Социологические исследования, как основной инструментарий социологии, находят применение в разработке проектов просветительских программ/информационных проектов, поскольку дают возможность более глубокого рассмотрения мотивов того или иного поведения людей, причин тех или иных решений и формирующихся отношений.

Социология пытается дать ответ на вопрос «Почему?». Для того, чтобы понять, почему конкретная группа людей действует или не действует определенным образом, необходимо установить, что оказывает на их решение влияние. Несмотря на то, что люди могут знать, какое поведение является идеальным в конкретном случае, и даже стремится действовать именно таким образом, могут возникнуть факторы, которые станут препятствием или сделают желаемое поведение невозможным.

Характеристика методов социологических исследований

Методы социологических исследований разделяются на количественные и качественные.

Качественные

Количественные

  • Измеряют степень осведомленности
  • Основные вопросы «Сколько?» и «Как часто?»
  • Изучают действие
  • Объективные
  • Предоставляют доказательства
  • Описывают
  • Обеспечивают глубокое понимание
  • Основной вопрос «Почему?»
  • Изучают мотивацию к действию
  • Субъективные
  • Объясняют причины и факторы
  • Интерпретируют

Выбор методов зависит от целей исследования. Правильное комплексное использование методов позволяет получить наиболее точную и важную информацию как количественного, так и качественного характера.

Основные понятия

Респонденты — люди, опрашиваемые в социологических исследованиях.

Интервьюеры — люди, проводящие социологический опрос.

Выборка — группа респондентов, определенного количества и качественного состава (пол, возраст, национальность, социальные и экономический статус, уровень образования и т.д.), среди которой проводят социологические исследования.

Репрезентативность — показательность и справедливость интерпретации результатов исследования на всю целевую группу. Репрезентативность зависит от характера выборки и метода исследования. Как правило, репрезентативны результаты массовых количественных исследований.

Открытые вопросы — вопросы, предполагающие ответ респондента в свободной форме, без подсказки вариантов. Открытые вопросы требуют профессиональных навыков анализа и интерпретации.

Пример. Формулировка открытого вопроса. 

В какой форме Вы бы хотели получать информацию о ВИЧ/СПИД/ЗППП? 
ответ: ______________________

или

Ваше мнение о молодежной дискотеке «Наркотики — мы против!"? 
ответ: ______________________

Закрытые вопросы предлагают респонденту варианты ответов. Они легче и быстрее анализируются.

Пример. Формулировка закрытого вопроса.

В какой форме Вы бы хотели получать информацию о ВИЧ/СПИД/ЗППП?

или

Ваше мнение о молодежной дискотеке «Наркотики — мы против!"?

Закрытые и открытые вопросы можно комбинировать.

Пример. Формулировка комбинированного вопроса.

В какой форме Вы бы хотели получать информацию о ВИЧ/СПИД/ЗППП?

Количественные исследования

Основной метод количественных исследований — анкетные опросы.

При разработке и реализации просветительской программы/информационной кампании метод анкетных опросов может быть применен для определения уровня знаний целевой группы, оценки эффективности реализации проекта и т.д. Определение размера выборки, составление анкет, ход опроса, анализ и интерпретация результатов могут вызвать трудности. Лучше привлечь профессионалов и работать в тесном контакте с ними.

Анкетирование может проходить в форме опроса на месте, почтового и телефонного опросов. Наиболее дорогостоящий — опрос на месте, требующий большого количества интервьюеров. Почтовый обеспечивает меньший возврат заполненных анкет. Телефонный опрос дешев, гарантирует правильное заполнение анкет самими разработчиками и допускает немедленную компьютерную обработку результатов.

В опросе на месте и по почте анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Рекомендации по разработке анкет социологических исследований.

Формулировать вопросы необходимо с учетом культуры и практического опыта опрашиваемых.

Вопросы анкеты располагают по степени трудности. Первые — самые простые (событийные, фактологические), затем более сложные (мотивационные), потом спад — возврат к более легким вопросам и в конце один-два сложных.

Формулировать вопросы лучше, ориентируясь на предполагаемый позитив — замечено, что опрашиваемые легче отмечают то, что соответствует их мнению, нежели отвергают то, что не соответствует их взглядам.

В закрытых вопросах лучше предусмотреть место для отметки ответов. Подчеркивание или зачеркивание вариантов ответов, как правило, неряшливо и трудно анализируемо.

Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу. Он должен располагаться на одном листе. Лучше использовать разные шрифты для вводных замечаний, инструкции по заполнению, самих вопросов и вариантов ответов.

В начале анкеты необходимо обязательно указать, кто и для чего проводит опрос, гарантию анонимности, инструкцию по заполнению анкеты и способе ее возврата. Цель опроса желательно формулировать не официально «Нас интересует…», а подчеркнув активную позицию самого респондента: «Ваши ответы помогут…».

Общие сведения о респонденте (пол, возраст, образование и т.д.), так называемую «паспортичку», лучше помещать в конце анкеты. Эти запрашиваемые сведения могут встревожить и отпугнуть респондента в начале опроса.

В заключение хорошо выразить благодарность за сотрудничество.

Анкеты, как и все материалы программы/кампании, также должны проходить апробацию — «пилотаж» — на целевой аудитории.

Качественные исследования

В отношении успешного проведения просветительских программ/информационных кампаний качественные исследования позволяют понять убеждения, мотивы и поведения целевых групп. При качественных исследованиях используется небольшое количество опрашиваемых, результаты не обобщаются применительно ко всему населению.

Основными методами качественных исследований является индивидуальное (глубинное) интервью и фокусная группа.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов может производиться либо самим интервьюером, либо на пленку. Интервью может быть открытым, когда интервьюер использует план с незакрепленными категориями ответов, беседа может длиться долго и свободно, без строгой детализации. Закрытые интервью предполагают стандартизированную по плану беседу и варианты ответов.

Интервью относится к дорогостоящим методам качественных исследований и требует много времени для исполнения. Его используют в следующих случаях:

Пример. Анкета для предварительного тестирования видеоролика в стандартизированном индивидуальном интервью.

Телеролик (условное название) _______________________________
  1. Расскажите, пожалуйста, своими словами, о чем говорится в ролике.
  2. Почувствовали вы, что передача побудила вас сделать что-то конкретное?
    • Да
    • Нет
    • Не знаю
    • Если да, то что именно?________________

  3. Есть ли в видеоролике что-нибудь, что вы считаете маловероятным или неприемлемым?
    • Да
    • Нет
    • Не знаю
    • Что маловероятно? Что неприемлемо? _________________

  4. Есть ли в видеоролике что-то, что может обеспокоить или обидеть людей, живущих в (название места)?
    • Да
    • Нет
    • Не знаю
    • Если да, то что именно?________________ 

  5. Есть ли в ролике что-нибудь, что вам особенно понравилось?
    • Да
    • Нет
    • Не знаю
    • Если да, то что именно? ________________ 

  6. Есть ли в ролике что-нибудь, что вам особенно не понравилось?
    • Да
    • Нет
    • Не знаю
    • Если да, то что именно? ________________ 

  7. Что необходимо сделать, чтобы ролик стал лучше?________________

Фокусная группа  — глубинная дискуссия, в которой небольшое количество людей (от 8 до 15 человек) обсуждают какую-либо тему или проблему. Участники фокусной группы отбираются из представителей одной целевой группы, чтобы мнения, идеи и убеждения по отношению к заданной теме были аналогичными. Фокусные группы направлены на понимание перспектив участников. Они помогают ответить на вопросы: «Как?", «Зачем?", «Почему?". Этот метод является важным навыком, необходимым для успешной разработки и воплощения проектов программ/кампаний для удовлетворения нужд целевых групп населения. Его используют намного чаще, чем индивидуальные интервью — фокусные группы обычно не занимают много времени и намного дешевле.

Для проведения фокусной группы необходим ведущий, его называют модератором или фасилитатором, а также ассистенты или наблюдатели. В функции модератора входит ведение фокусной группы по заранее составленному плану, вовлечение в дискуссию всех участников, стимуляция обсуждения проблемы с различных точек зрения и подведение итогов. Наблюдатели ассистируют модератору, отвечая за техническую сторону организации дискуссии, а также наблюдая за невербальными коммуникациями, скрытыми реакциями другими неявными моментами фокусной группы.

Проведение фокусной группы требует технического оснащения — наличие диктофона, магнитофона, видеокамеры, необходимых для точной расшифровки дискуссии и объективной интерпретации ее результатов. Однако, необходимо помнить, что информация, собранная в ходе проведения фокусной группы может определить круг (тип) знаний и отношения к темам, но не покажет степень их распространенности среди населения в целом.

Состав участников фокусной группы определяется по полу, возрасту, национальности, семейному положению, социальному и экономическому статусу, профессиональным навыкам, уровню образования, стилю жизни и другим характеристикам, отвечающим задачам исследования.

Руководство по проведению фокусной группы называется гайд. В нем отражают задачи дискуссии, указания для модератора, список тем и вопросов для обсуждения. Количество тем гайда зависит от целей дискуссии и от способностей самих участников работать в составе группы. Рекомендуется использовать 10–12 проработанных вопросов для двух часовой дискуссии.

Фокусные группы по одной проблеме проводят до получения сходных результатов, пока в ходе дискуссий не перестанет появляться принципиально новая информация. В ряде случаев, например, если апробируемый информационный материал составлен правильно, с учетом потребностей целевой группы, достаточно проведение двух фокусных групп.

Пример руководства для проведения фокусной группы по апробации радиоролика.

Введение.

Приветствие. 
Представление участников и рабочей группы. 
Информация о целях предварительного тестирования. 
Выражение благодарности участникам за их согласие внести вклад в работу. 
Нет правильных и неправильных ответов. Важно мнение каждого участника и очень желательно участие всех.
Прослушивание радиоролика (не менее двух раз).

Обсуждение вопросов.

Понимание.

Привлекательность.

Приемлемость.

Вовлеченность.

Побуждение к действию.

Общие заметки.

Заключение.

Краткое подведение итогов. Выражение благодарности участникам.

Это один из возможных сценариев проведения опроса. Его не следует соблюдать буквально.

Контактные данные учреждений на территории Республики Татарстан

ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Казань

Юридический адрес: 420061,  г. Казань, ул. Николая Ершова, 65, нежилое помещение №1001;
Почтовый адрес: 420061,  г. Казань, ул. Николая Ершова, 65, нежилое помещение №1001;
Фактический адрес:
г. Казань, ул. Николая Ершова, 65, нежилое помещение №1001 (поликлиника);
г. Казань, ул. Вишневского, 2а (лабораторный корпус №1);
г. Казань, ул. Комарова, 10 (лабораторный корпус №2);

Регистратура: (843) 272-79-19

Регистратура для записи пациентов: (843) 272-41-55

Регистратура платных услуг: (843) 272-45-95

Стойка информации: (843) 272-79-07,

Факс: (843)272-45-77

Телефон доверия: (843) 272-70-90

Горячая линия: 8(800)201-12-81

При возникновении аварийной ситуации рекомендации специалиста можно получить по телефону (843) 272-79-19 и (843) 272-45-95 в рабочие дни ( с 8.00 до 19.00), в выходные и праздничные дни по телефону 8 987 290-29-43 (с 9.00 до 18.00)

E-mail: centre_spid@tatar.ru

Режим работы учреждения:
понедельник - пятница с 8.00 до 19.00, суббота с 9.00 до 14.00, воскресенье - выходной
Прием граждан главным врачом:
Вторник с 15.00 до 17.00

Филиал ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Набережные Челны

Контактные адреса: 423815, г. Набережные  Челны, пр. Вахитова, д. 12

Тел./факс: (8552) 38-88-39

E-mail: mz.nchelny_rcpb@tatar.ru

Режим работы филиала: с 8.00 до 19.00, суббота с 8.00 до 13.00, воскресенье - выходной

Филиал ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в г. Альметьевске

Контактные адреса: 423450, г.Альметьевск, п.г.т. Нижняя Мактама, ул. Промышленная, д. 1а

Тел.: (8553) 36-20-18
Факс: (8553) 36-20-15

E-mail: mz.almetevsk_cpbs@tatar.ru 

Режим работы филиала:
понедельник - пятница с 8.00 до 17.00,
суббота-воскресенье - выходной.